Эксперимент по тактильному угадыванию карт и выявлению роли внутреннего критика

Эксперимент по тактильному угадыванию карт и выявлению роли внутреннего критика.

Давно известно, что человек достаточно легко способен наощупь угадать, к примеру, невидимую им карту - пользуясь то ли шестым чувством, то ли просто какой-то рудиментарной цветовой чувствительностью пальцев.

Однако те, кто резвился с этим, в том числе и я, знакомы и с нестойкостью такого эффекта: вроде бы угадываться-то угадывается, но уж больно как-то сбивчиво, результат слабо повторяем.

Одной из гипотез, объясняющих подобную сбивку, является концепция "внутреннего критика" - собственно, части нашего разума, ответственной за критическое восприятие.

Роль «внутреннего критика» в сбивке может быть следующей: забивка реального ощущения более интенсивным по силе образом, вызванным сознанием из памяти для проверки корректности сомнительных результатов восприятия.

Механизм: как только человек начинает регистрировать какое-то ощущение (к примеру, тепло-холод), то оно для правильного его осознания должно быть сравнено с имеющимся в памяти образцом из личного опыта.

То есть в нашей психике происходит процесс такой (только, понятно, очень быстро): ...есть ощущение - что за ощущение - вот из памяти... не это? - ага, похоже (или непохоже).

В общем-то, каждый знаком с таким процессом, стоит вспомнить попытки опознания слабого запаха.

Однако, если раздражитель действительно слаб, то процесс правильной идентификации может быть сбит бОльшим по интенсивности образом, воспроизведенным памятью.

Так, для того, чтобы определить слабый привкус (нам покзалось, что "вдруг лимон?") нам придется вспомнить вкус лимона.

Этот процесс активируется именно сознанием, его критической частью, вызывающей после И воображаемый вкус может оказаться сильнее реального привкуса, что вызовет ошибку восприятия, неправильный вердикт сознания.

В случае с картами в силу слабости тактильного сигнала наша память будет услужливо иллюстрировать наши мысли "красное-черное" соответствующими образами, который могут оказаться сильнее слабых, реально воспринятых. При этом, чем сильнее испытываемое экспериментатором волнение, тем интенсивнее за счет общей активации психики будут вызванные памятью образы и тем сильнее будет искажаться для сознания реальный сигнал.

Гипотеза: Если роль внутреннего критика действительно такова, как описано, то в эксперименте при угадывании карт по цветам будут наблюдаться -

а) неслучайное распределение карт по кучкам вне зависимости от мнения, какие в какой кучке должны быть;

б)ухудшение результатов в случае активации прогнозирующей функции сознания (когда покажется, что в серии хотя бы кучки должны быть примерно поровну, инстинктивное стремление к попеременности);

в)отклонение, влоть до инверсии, распределения карт по кучкам (т.е. в красной окажутся черные и наоборот), при резкой эмоциональной стимуляции.

Проверка в эксперименте.

Значить так. Особо не настраиваясь, взял я, значить, неполную колоду (чтобы не знать вообще сколько там карт и каких), выкинул нафиг картинки.

Открыл пэйнтбраш, нарисовал красное поле, на нем белый прямоугольник и в нем красный того же отттенка круг.

И сделал еще одну такую картинку с кругом черным.

Выложил две карты, красную и черную. Вперился в экран. Полем красную карту щупаю, гляжу на красную картинку. Черную щупаю, гляжу на черную картинку. Так повторов 20-30.

Тасую колоду. Вывожу на экран красную картинку.

Беру одну карту, не глядя, полем щупаю - и смотрю на картинку, оцениваю, темнее круг, чем фон или наоборот, насыщеннее.

Соответственно, когда вижу "темнее", не глядя откладываю в одну кучку ("черную"), а где "светлее" - в другую, "красную".

Считаю: в черной - 11 черных, 6 красных. В красной - 10 красных, 5 черных.

Подумал: ну не может быть теперь, чтобы внутренний критик после первых закономерностей не активизировался. Стал откладывать на каждой половине две кучки - "сомнительную" и "несомненную".

Считаю:

Черная половина, сомнительные: 3 черных, 3 красных. Несомненные: 5 черных, 2 красных. Красная половина, сомнительные: 6 черных, 4 красных. Несомненные: 2 черных, 7 красных.

Для демонстрации эффекта неправильного истолкования слабых ощущений из-за вмешательства внутреннего критика решил еще одну серию, как описал уже, прогнать. Пришло в голову, как активацию внутреннего критика выявить более надежно.

Серия сразу (блин, сгреб столько карт, сколько попалось, а попалась только часть): черная половина - 4 красных, 7 черных; красная - 3 черных, 8 красных.

Дальше, нашел остаток карт, перетасовал и спецом для внутреннего критика, свирепо и решительно... - "Сосредоточиться! Эффект пойман, чтобы все было четко и старательно!"

Результат: черная половина: 3 черных, 11 красных. Красная - 3 красных, 11 черных.

Общие результаты

 

верно

неверно

Несомненные (3 выборки):

49

22

Сомнительные (1 выборка):

7

9

Эмоциональный подъем (1выборка):

6

22

 

Вуаля! Распределение по-прежнему далеко от случайного, можно сказать, результат даже улучшился... только сортировка пошла наоборот, ибо зыбкий зрительный эффект внутренним критиком (проверяющей половинкой разума) тут же и исказился с точностью на 180 градусов.

Доказано:

1. Феномен тактильного распознавания карт присутствует.

2. При эксперименте должна быть исключена роль внутреннего критика.

3. Для выявление слабых сигналов возможно пользоваться косвенными изменениями другого канала восприятия (ну да про рамки, маятники и проч. все и так знают).

Рекомендации для желающих поэкспериментировать, с учетом обнаруженного.

1 . Не давать себе сбиваться на ожидание упорядоченности, для чего а)не снимать карты с верха колоды, а вытаскивать их беспорядочно; б) пользоваться большой колодой, больше, чем удается инстинктивно подсчитать; в)не видеть отсортированные карты, чтобы не сравнивать количество отсортированных по цвету(в идеале пихать их через щели в непрозрачную коробку); работать в полуотвлеченном состоянии.

2. Число повторов при первичном примеривании, поскольку они создают лишь ассоциации, стоит увеличить.

Для желающих попробовать повторить эксперимент вот мои файлы с цветами. Черный Красный

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz